Статьи

Напарники. Джонни Херберт и Эдди Ирвайн.
   Англичанин Джонни Херберт дебютировал в Формуле-1 в 1989 году и в первой же гонке финишировал четвёртым. Затем в его карьере были сезоны в команде Lotus, результаты выступления в которой стали плачевными - всего 13 очков за пять сезонов. Свой первый полный сезон он провёл в 1992 году, когда набрал 2 очка. На следующий год он занял 9-е место в чемпионате с 11 очками. В 1994-м Флавио Бриаторе пригласил Джонни в команду Benetton, в качестве напарника Михаэля Шумахера в двух последних гонках чемпионата мира. Тогда в гонках Херберт особо себя не проявил, так как на его машине случались механические проблемы.
   И наступил долгожданный для Херберта сезон-1995, на который он возлагал большие надежды, ведь выступал он в команде, где в 1994-м Михаэль Шумахер, пусть и не честно, но добыл чемпионский титул.
Оказалось всё, как всегда, наоборот. На Гран При Аргентины Джонни показал на тренировочных заездах время, на несколько тысячных превышающее время его напарника Михаэля Шумахера. Видимо это сильно задело чемпиона мира. Далее рассказывает сам Херберт: "Когда на следующий день я прибыл на автодром, мне сказали, что доступ к данным телеметрии для меня закрыт. Хотя Михаэль, конечно, располагал полной информацией. С этим я не мог ничего поделать".
   Вскоре стало создаваться такое впечатление, будто чемпион мира Шумахер просто на голову выше своего напарника, постоянно проигрывающего как в гонках, так и в квалификациях. Но тогда эту историю никто не знал, поэтому после сезона-95 Херберта критиковали все, кто только можно. Но вскоре Джонни рассказал правду: "Моя главная проблема заключалась в том, что в начале сезона на тестах я имел неосторожность быть, по мнению Шумахера, слишком быстрым. С тех пор я ни разу за весь год не чувствовал поддержки со стороны команды. Михаэль провёл на тестах 21 день, я - в два с лишним раза меньше. Все технические новинки ставили только на его машину. Мне не давали даже работать с распечатками его телеметрии, в то время как вся информация с моего автомобиля поступала в полное распоряжение Михаэля. Да что там говорить, если мне даже не давали настраивать машину так, как я того хотел, фактически заставляя повторять настройки Михаэля! Они идеально подходили ему, но не мне. То же самое касается и работы команды на пит-стопах. В Бельгии, к примеру, мне не долили сорок с лишним литров топлива. Вы можете представить, чтобы подобное случилось с Михаэлем? Я не спорю, команда, безусловно, должна быть сосредоточена на гонщике, который ведёт борьбу за титул, но я даже не представлял себе до какого абсурда это может дойти! Шумахер такой же эгоцентрист, как Сенна или Прост. Иногда это даже не плохо, но всё должно быть в меру. Ни Сенна, ни Прост не гноили так своих партнёров по команде". И тем не менее при таком отношении команды Херберт одержал две победы в 1995 году - в Сильверстоуне и Монце. Конечно, в обоих гонках Шумахер сошёл, но Херберт не казался такой бездарностью, ведь в Сильверстоуне он "привёз" ближайшему сопернику (Жану Алези) почти 16,5 секунд! А в Монце - 17,7. Ну, а итог сезона для англичанина - 45 очков и 4-е место в чемпионате.

   Ещё в середине чемпионата-95 стало известно о том, что Шумахер в 1996 будет выступать за команду Ferrari. Многие в один голос говорили, что Михаэля ждёт участь Алези и Бергера (в 1995 году гонщики Ferrari не финишировали в гонках 13 раз!). Однако спортивный директор Ferrari Жан Тодт фактически переманил пол-Benetton'а во главе с Брауном и Бирном. Большинство заслуг в титулах Шумахера в 1994 и 1995 принадлежат именно им. Теперь Михаэль Шумахер, числящийся в Ferrari "первым номером" должен был выбрать себе партнёра по команде. Таким "счастливчиком" стал Эдди Ирвайн, бывший пилот Jordan. В одном из заявлений прессе, Джонни Херберт, подписавший контракт с Sauber сказал следующее: "Думаю, Эдди будет удивлён и разочарован, когда поближе познакомится с Михаэлем и поймёт своё место в команде". Как и ожидалось, Ирвайн быстро понял своё место в команде, но так же, как и Херберт годом раньше, не догадывался до какого абсурда это может дойти.
Наконец, наступил долгожданный Гран При Австралии. В квалификации произошло нечто для многих неожиданное - Эдди Ирвайн опередил двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера на 0.236 секунды. Дальше всё шло, как по плану - через несколько дней "выскочке" перекрыли доступ к телеметрии, а Шумахер свободно пользовался всеми данными Эдди. Вскоре начался "абсурд а-ля Херберт": потерянные шины, недолитое топливо. Ну а на самом Гран При Австралии Шумахер сошёл, зато Эдди Ирвайн финишировал третьим… единственный раз в сезоне! Всего же Эдди набрал 11 очков за сезон… но это, так же, как и в случае с Хербертом - следствие контракта.
Жан Тодт обещал Эдди Ирвайну машину, идентичную машине Шумахера. Наивный Эдди полагал, что у него с Михаэлем будет равная борьба, но ошибся. Сильно ошибся. Потому что эти идентичные машины всё равно остаются "машинами Шумахера", которые настраиваются под Михаэля.

   И тут вы, конечно, вспомните историю в Lotus 1986 года. Тогда Айртон Сенна попросил руководство команды уволить Элио де Анжелиса, и пригласить на его место Джонни Дамфриза. Но тогда для новичка Ф-1 Дамфриза было счастьем финишировать хотя бы "в очках", что он с успехом и сделал. Уместно вспомнить и карьеру четырехкратного чемпиона мира Алена Проста. Три своих титула он добыл в борьбе со своим партнёром по команде. В сезоне-1993 ему помогал Дэймон Хилл, но во всяком случае у них были действительно равные машины, и всё зависело только он мастерства пилота, а не от "работы" команды. Айртон Сенна выиграл чемпионат-88 у своего напарника Проста, а ситуация в McLaren 1990-1991 была такой же, как и в Williams 1993 - пилоты имели равные возможности, и Бергер бывало даже опережал Сенну в квалификации. Такие истории можно вспоминать очень долго, но ситуации, в которые попали партнёры Шумахера, вы вряд ли найдёте…

   Так почему же Михаэль Шумахер не желал выступать с напарником действительно в равных условиях? Возможно, он боялся критики, которая могла обрушиться на него, в случае проигранной им квалификации или гонки. Но разве таким должен быть шестикратный чемпион?..

anti-schumacher

Hosted by uCoz